Оглавление:

Начало

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

 

***

 

Приложение

 Глава 5

геометрия на пляже

или как сочетать приятное с полезным

 


 

    

Солнце в этот день палило нещадно, поэтому дедушка решительно предложил своей бравой команде перенести занятия на ближайший пляж. Ученики не возражали! Какое там, Колька стремглав побежал домой – переодеваться – только пятки сверкали…

 

Когда вся компания, несколько раз нырнув в прохладную, немного пахнущую водорослями воду, блаженно растянулась на пляже, Колька, зажмурив от удовольствия глаза, спросил дедушку.

 

– Скажите, Михаил Христофорович, вот Вы столько нам с Олей рассказывали о координатах, о построении углов. А какой у всей этой премудрости практический смысл?

 

 

 

Папа всегда говорил про этот «практический смысл», вот Колька и запомнил умное слово…

 

Не успел Михаил Христофорович ответить, как нашу троицу окружили ребята из соседней деревни – они давно с некоторой завистью наблюдали за играющими друзьями, и предложили сыграть, по случаю встречи, в волейбол … Специальной площадки на пляже не было и Колька стал отказываться, под тем предлогом, что на песке без специальных инструментов и приспособлений не начертить правильной прямоугольной площадки для игры, а без разметки – как определить счёт?

 

Расстроенные ребята уже собрались уходить, когда их остановил дедушка.

 

– Вот, Коля, и ответ на твой вопрос, – заявил он. – Впрочем, если Вы не возражаете, я поподробнее остановлюсь на вопросе о геометрии и её приложениях.

 

Возражений не было и дедушка, решительно усевшись, начал свой рассказ.

 

– Сама по себе наука геометрия изучает пространственные свойства предметов, не обращая внимания на их остальные признаки. На­пример, Ваш волейбольный мяч диаметром в 65 см и чугунное ядро того же диаметра отличаются друг от друга по весу, по цвету, по твердости. Однако все эти физические характеристики мяча и ядра в геометрии остаются без внимания, про­странственные же их свойства (форма и размеры) одина­ковы. С точки зрения геометрии каждый из этих предме­тов представляет собой шар диаметром 65 см.

 

Предмет, от которого мысленно отняты все его свой­ства, кроме пространственных, называется геометрическим телом. Шар есть одно из геометрических тел. Идём дальше. Поверхность мы мысленно отде­ляем от тела, которому она принадлежит и лишаем её тол­щины. Линию мы лишаем толщины и ширины, а точку вовсе лишаем измерений. Будем считать, что точка может служить границей линии (или ее части), линия – границей поверхности и поверхность – границей тела. Также условимся, что точка может двигаться и своим движением по­рождать линию, линия может движением порождать поверх­ность, а поверхность – порождать тело.

 

– Словно точка испачкалась в краске и за ней остаётся след на листе бумаги, – засмеялся Колька.

 

– Верно, верно… Однако следует помнить, что в природе нет точек, лишенных измерений, но есть предметы столь малых размеров, что их в некоторых усло­виях можно принять за геометрические точки. В природе нет также ни геометрических линий, ни геометрических поверхностей, но все свойства линий и поверхностей, най­денные в геометрии, находят многообразные применения в науке и технике. Это происходит потому, что геометри­ческие понятия – это отражения пространственных свойств окружающего нас мира.

 

 

– А когда же появилась такая наука, – робко спросил один из школьников.

 

– Первые геометрические понятия приобретены людьми в глубокой древности, – ответил Михаил Христофорович. –  Скорее всего, они возникли из потребности опре­делять вместимость различных предметов (сосудов, амбаров, где хранилось зерно и т. п.) и площади земельных участков. Древнейшие известные нам письменные памятники, содержащие правила для определения площадей и объемов, были составлены в Египте и Вавилоне около 4 000 лет назад. Около 2 500 лет назад греки заимствовали у египтян и вави­лонян их геометрические знания. Первоначально эти зна­ния применялись преимущественно для измерения земель­ных участков. Отсюда и произошло название науки, которую мы с Вами начали изучать – греческое название «геометрия», переводится на русский язык как «землемерие» или измерение земли.

 

– Греческие ученые открыли множество геометрических свойств и создали стройную систему геометрических зна­ний, – продолжал капитан. – В её основу они положили простейшие геометриче­ские свойства, подсказанные опытом. Остальные свойства выводились из простейших с помощью рассуждений.

Эта система около 300 г. до н.э. была изложена в труде одного весьма уважаемого грека Евклида[1] – «Началах». Геометрические разделы «На­чал», кстати сказать,  по содержанию и по строгости изложения примерно совпадают с Вашими школьными учебниками геометрии.

 

 

Для технических построений того времени было достаточно плоских линий. Лишь сто лет спустя, когда этого потребовали возросшие запросы таких наук как астрономия, геодезия и механика, координатный метод (помните наш первый урок, Коля) был применен к изучению кривых поверхностей и линий, проведенных на кривых поверхностях. Систематическое развитие метода координат в простран­стве было дано в 1748г. русским академиком Эйлером[2] – гениальным и всесторонним ученым.

 

 

Более двух тысяч лет система Евклида считалась единственно верной. Но в 1826 году другой гениальный русский ученый Ни­колай Иванович Лобачевский[3] создал новую геометрию. Исходные ее положения отличаются от основных положений Евклида лишь в одном пункте[4]. Но из этого его допущения  вытекает множество очень существенных особенностей.

 

Так, в геометрии Лобачевского сумма углов треуголь­ника всегда меньше, чем 180° (в геометрии Евклида она равна 180° – об этом свойстве треугольника мы поговорим несколько позднее). Причем, чем больше площадь треугольника, тем меньше сумма его углов.

Может показаться, что опыт опровергает этот и другие выводы Лобачевского. Но это не так. Непосредственно измеряя углы треугольника, мы находим, что они в сумме составляют примерно 180°. Точной же величины суммы мы не можем найти вследствие несовершенства измеритель­ных инструментов. Между тем, все те треугольники, ко­торые доступны нашему измерению, слишком малы, чтобы непосредственными измерениями обнаружить недостаток суммы углов до 180°. Геометрия, придуманная Лобачевским, названа неевклидовой.

 

– Ну, а теперь – быстро купаться, – скомандовал дедушка и сам, быстрее молодёжи, бросился к спасительной прохладе воды.

 

Ребята, Колька и Оленька, с весёлыми криками и смехом, бросились за ним вдогонку. Вдоволь наплескавшись, ученики вновь заняли места вокруг Михаила Христофоровича и приготовились слушать продолжение. Долго томиться им не пришлось. капитан продолжил свой рассказ.

 

 

– Теперь, когда мы немного познакомились с основными понятиями геометрии, назовём и других жителей этой замечательной страны. В геометрии название «прямая» обозначает обычно линию, не ограниченную ни с одной, ни с другой стороны. Прямая линия, с одной сто­роны ограниченная, а с другой – нет, называется полу­прямой или лучом. Прямая линия, ограниченная с обеих сторон, называется отрезком.

 

 

 

Если два луча исходят из одной точки, то фигура, которую они образуют, называется углом.

 

– Смотрите, – дедушка нарисовал на влажном песке два луча и пояснил. – Образованная двумя лучами ОА и ОВ (стороны угла), исходящими из одной точки О (вершина угла) фигура и называется угол. Мерой угла служит величина поворота во­круг вершины О, переводящего луч ОА в поло­жение ОВ. Широко распространены две си­стемы измерения углов – радианная и градус­ная. В градусной системе измерения углов за единицу принимается поворот луча на 1/360 часть одного полного оборота – градус (обозначение °). Полный оборот (например, при движении часовой стрелки с 0 часов до 12 часов) составляет, таким образом, 360°. Градус делится на  60   минут   (обозначение   '); минута     на 60 секунд (обозначение ", соответственно). Запись   42°33'21", например,    читается:   42   градуса, 33 минуты, 21 секунду. Коля и Оля это должны помнить из наших прошлых занятий.

 

Друзья важно кивнули. Ребята с уважением посмотрели на бывалых математических «морских волков».

 

– Напомню ещё раз для остальных ребят – Угол в 90° (т. е. 1/4 полного оборота) называется пря­мым. Угол, меньший 90°, называется острым; больший 90° – тупым. Прямые линии, обра­зующие прямой угол, называются перпендикулярными одна к другой.

 

Смежные углы – пара углов АОВ и СОВ с общей верши­ной О и общей стороной 0В; две другие стороны ОА и ОС составляют продолжение одна другой. Сумма смежных углов равна 180° .

 

      

 

        Вертикальные углы – пара углов, у которых вершина общая, а стороны одного составляют продолжение  сторон другого.   Смотрите,  угол АОС и угол DOB  (а также угол СОВ и угол AOD) — вертикальные. Вертикальные углы равны между собой (в математике это утверждение записывают так: АОС

= BOD).

 

        – Так, – засмеялся дедушка, оглядев своих слушателей, – на сегодня достаточно, иначе мы с Вами получим не только солнечный, но и «геометрический» удар.

 

 

 

– А как же волейбольная площадка, – зашумели ребята. – Когда мы её будем размечать.

 

– А волейбольной площадкой займёмся завтра, – решительно поднялся Михаил Христофорович, – а заодно вы узнаете много нового о такой замечательной фигуре, как треугольник.

 

– Интересно – какая может быть связь между треугольником и разметкой волейбольной площадки, – задумчиво глядя вслед удаляющемуся дедушке, протянул Колька.

– И не забудьте захватить хорошую прочную верёвку, – бросил через плечо дедушка, чем ещё больше озадачил оставшихся на пляже ребят…


 

[1]    См. Приложение

[2]    См. Приложение

[3]    См. Приложение

[4]  Для любознательных: В геометрии Евклида через точку А проходит только одна прямая, лежащая в одной плоскости с данной прямой ВС, и не пересекающая ее. В геометрии Лобачевского таких прямых бесчисленное множество.

 


 

 

 
Хостинг от uCoz