Оглавление:

Начало

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

 

***

 

Приложение

 Глава 4

береги память смолоду или как запоминать то,

что запомнить очень сложно, а также

о калькуляторе без батареек…

 


 

    

– Михаил Христофорович! – в комнату, весь в слезах, вбежал Колька. – Михаил Христофорович, я больше не могу, не могу я больше!!!!

 

– Успокойтесь, Николай, успокойтесь…

 

– Нет, нет, нет и нет! Не мо-о-о-о-гу!!!!

 

Колька уткнулся в китель капитана и зашёлся в рыданиях. Оленька недоумённо смотрела на своего товарища, гадая – что могло довести его до такого состояния.

 

– Ну-ну, Коленька, успокойтесь, – дедушка усадил продолжающего рыдать юношу на стол, снял мокрый от слёз китель, энергично встряхнул, тщательно выжал воду в стоящее в углу ведро и повесив его на спинку стула для просушки уселся напротив всхлипывающего юнги.

 

Оля, заинтересованная происходящим, подсела ближе. Когда Колька, наконец, угомонился, и смог говорить, Михаил Христофорович поинтересовался о причине такого настроения.

 

– Понимаете, Михаил Христофорович, – всхлипывая и сморкаясь на каждом слове, начал Колька, – в прошлый раз Вы задали нам учить таблицу умножения. Всё бы ничего, но у меня никак не получается запомнить умножение на 9. Сколько я не бился над этим – ну никак не получается. Не голова у меня, а решето – ничего в ней не держится…

 

Колька снова попытался зарыдать, но дедушка решительно остановил его.

 

– Хватит, хватит, юнга! Слезами горю не поможешь.

 

– А в самом деле, дедушка, – подала голос Оля, – у меня тоже не сразу получилось запомнить умножение на 9. Прямо хоть калькулятор с собой носи!

 

– Так у Вас же, друзья мои, с собой постоянно есть самый простой и безотказный калькулятор. Даже батарейки для него не нужны, – хитро прищурился капитан. Вот у тебя, например, Оля всегда аккуратно и чисто вымыт...

 

– Ты шутишь, дедушка, у меня нет никакого калькулятора, мы же его дома, в городе, забыли, – Оля показала пустые руки деду.

 

– Как же забыли, если ты мне только что его показала, – продолжал гнуть своё дедушка.

 

Оля недоумённо уставилась на свои руки, потом на Кольку, потом перевёла взгляд на дедушку. Колька, утерев слёзы, тоже с интересом смотрел на капитана – он уже догадался, что Михаил Христофорович припас какой-то математический фокус.

 

– Нет у меня никакого калькулятора с собой, – решительно заявила Оля.

 

– Как же нет, а руки ты разве оставила дома?

 

– Руки?

 

– Да-да, твои руки!

 

– Вот эти вот руки? – Оля снова положила перед собой на стол растопыренные ладошки и глаза её от удивления сделались круглыми-круглыми. – Нет, руки я, конечно, не забыла…

 

– Вот это и есть твой самый простой в мире калькулятор, – заявил довольный дедушка.

 

– Снова ты шутишь, – обиженно насупилась Оленька.

 

– А вот и не шучу нисколько. Что у вас не получалось запомнить – умножение на 9. Сейчас я Вам покажу, как с помощью Ваших 10 пальцев умножать любое число от 1 до 9 на 9. Садитесь поближе, Коля – Вам это тоже пригодится.

 

Дедушка попросил Олю положить на парту две руки ладонями вниз.

 

 

 

 

– Мысленно пронумеруйте свои пальцы от 1 до 10 слева направо, – попросил Михаил Христофорович. – Это и есть наш калькулятор для умножения на 9 любого числа от 1 до 9.

 

– Пока ничего не понятно, виновато проговорил Коля.

 

– Объясняю. Пусть тебе, Оленька, надо умножить на 9 число 7. Просто приподнимите вверх 7-й палец (считая слева). Видите – справа от поднятого пальца свободно 6 пальцев – это десятки, а слева – 3 – это единицы. Получилось…

 

–  Шестьдесят три! –  завопил Колька. – Вот здорово. А можно и я опробую свой калькулятор?

 

 

 

 

– Конечно, юнга, конечно. Давайте умножим 9 на 9. Поднимите девятый (слева) палец. Подняли? Считайте теперь пальцы справа и слева от него. Что получилось?

 

 

 

 

– Получилось 81, – счастливо улыбаясь прошептал Колька. – Ура! У меня тоже есть свой калькулятор!

 

Он неожиданно вскочил со своего места и пустился в пляс. Оля с минуту озадаченно смотрела на него, а потом тоже закружилась по комнате. Дедушка пощупал китель – он почти совсем высох, одел его, застегнул на все пуговицы и взяв старый портфель с бумагами, собрался уходить.

 

– Постойте, Михаил Христофорович, – опомнились друзья. – А какие ещё есть способы запоминать труднозапоминаемое в математике?

 

– О, друзья мои, очень и очень много. Ну, вот, например, знаете ли Вы как умножать любые двузначные числа на 11?

 

– Нет, – дружно ответили ученики.

 

– Всё, как всегда, очень просто. Надо только «раздвинуть» цифры числа, умножаемого на 11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр. Если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу прибавить к первой цифре умножаемого числа. Например: 34 * 11 = 374, так как 3 + 4 = 7, семерку помещаем между тройкой и четверкой, 68 * 11 = 748, так как 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс единица от 14) и восьмеркой.

 

– Ещё, ещё! – зашумели дети.

 

– Ну что же, можно и ещё. Посмотрим теперь, как быстро возводить в квадрат (т.е. умножать само на себя) число, оканчивающееся на 5. Умножим 75 на 75 (кстати, для любопытных, в математике принято обозначать умножение числа самого на себя более короткой записью – 75*75=752 – читается «75 в квадрате»). Для этого следует отбросить пятёрку от умножаемого числа (т.е. в нашем случае отбрасываем 5 остаётся 7), оставшееся число помножить на следующее за ним в числовом ряду, т.е. на увеличенное на единицу (в нашем примере 8=7+1), и к полученному произведению дописать «25». Смотрите:

 

75  7 * (7+1)=56  5625, то есть 75*75=752=5625.

 

– Здорово, – захлопал в ладоши Колька. – А ещё?

 

–Всё-всё-всё, дорогие мои, – Михаил Христофорович умоляюще поднял руки вверх. – На сегодня хватит поупражняйтесь сами, чтобы запомнилось всё, что я Вам сегодня рассказывал.

 


 

 
Хостинг от uCoz