– Михаил
Христофорович! – в комнату, весь в слезах, вбежал Колька. – Михаил
Христофорович, я больше не могу, не могу я больше!!!!
– Успокойтесь,
Николай, успокойтесь…
– Нет, нет, нет и
нет! Не мо-о-о-о-гу!!!!
Колька уткнулся в
китель капитана и зашёлся в рыданиях. Оленька недоумённо смотрела на
своего товарища, гадая – что могло довести его до такого состояния.
– Ну-ну, Коленька,
успокойтесь, – дедушка усадил продолжающего рыдать юношу на стол,
снял мокрый от слёз китель, энергично встряхнул, тщательно выжал
воду в стоящее в углу ведро и повесив его на спинку стула для
просушки уселся напротив всхлипывающего юнги.
Оля,
заинтересованная происходящим, подсела ближе. Когда Колька, наконец,
угомонился, и смог говорить, Михаил Христофорович поинтересовался о
причине такого настроения.
– Понимаете, Михаил
Христофорович, – всхлипывая и сморкаясь на каждом слове, начал
Колька, – в прошлый раз Вы задали нам учить таблицу умножения. Всё
бы ничего, но у меня никак не получается запомнить умножение на 9.
Сколько я не бился над этим – ну никак не получается. Не голова у
меня, а решето – ничего в ней не держится…
Колька снова
попытался зарыдать, но дедушка решительно остановил его.
– Хватит, хватит,
юнга! Слезами горю не поможешь.
– А в самом деле,
дедушка, – подала голос Оля, – у меня тоже не сразу получилось
запомнить умножение на 9. Прямо хоть калькулятор с собой носи!
– Так у Вас же,
друзья мои, с собой постоянно есть самый простой и безотказный
калькулятор. Даже батарейки для него не нужны, – хитро прищурился
капитан. Вот у тебя, например, Оля всегда аккуратно и чисто вымыт...
– Ты шутишь,
дедушка, у меня нет никакого калькулятора, мы же его дома, в городе,
забыли, – Оля показала пустые руки деду.
– Как же забыли,
если ты мне только что его показала, – продолжал гнуть своё дедушка.
Оля недоумённо
уставилась на свои руки, потом на Кольку, потом перевёла взгляд на
дедушку. Колька, утерев слёзы, тоже с интересом смотрел на капитана
– он уже догадался, что Михаил Христофорович припас какой-то
математический фокус.
– Нет у меня
никакого калькулятора с собой, – решительно заявила Оля.
– Как же нет, а руки
ты разве оставила дома?
– Руки?
– Да-да, твои руки!
– Вот эти вот руки?
– Оля снова положила перед собой на стол растопыренные ладошки и
глаза её от удивления сделались круглыми-круглыми. – Нет, руки я,
конечно, не забыла…
– Вот это и есть
твой самый простой в мире калькулятор, – заявил довольный дедушка.
– Снова ты шутишь, –
обиженно насупилась Оленька.
– А вот и не шучу
нисколько. Что у вас не получалось запомнить – умножение на 9.
Сейчас я Вам покажу, как с помощью Ваших 10 пальцев умножать любое
число от 1 до 9 на 9. Садитесь поближе, Коля – Вам это тоже
пригодится.
Дедушка попросил Олю
положить на парту две руки ладонями вниз.
– Мысленно
пронумеруйте свои пальцы от 1 до 10 слева направо, – попросил Михаил
Христофорович. – Это и есть наш калькулятор для умножения на 9
любого числа от 1 до 9.
– Пока ничего не
понятно, – виновато проговорил Коля.
– Объясняю. Пусть
тебе, Оленька, надо умножить на 9 число 7. Просто приподнимите вверх
7-й палец (считая слева). Видите – справа от поднятого пальца
свободно 6 пальцев – это десятки, а слева – 3 – это единицы.
Получилось…
– Шестьдесят три!
– завопил Колька. – Вот здорово. А можно и я опробую свой
калькулятор?
– Конечно, юнга,
конечно. Давайте умножим 9 на 9. Поднимите девятый (слева) палец.
Подняли? Считайте теперь пальцы справа и слева от него. Что
получилось?
– Получилось 81, –
счастливо улыбаясь прошептал Колька. – Ура! У меня тоже есть свой
калькулятор!
Он неожиданно
вскочил со своего места и пустился в пляс. Оля с минуту озадаченно
смотрела на него, а потом тоже закружилась по комнате. Дедушка
пощупал китель – он почти совсем высох, одел его, застегнул на все
пуговицы и взяв старый портфель с бумагами, собрался уходить.
– Постойте, Михаил
Христофорович, – опомнились друзья. – А какие ещё есть способы
запоминать труднозапоминаемое в математике?
– О, друзья мои,
очень и очень много. Ну, вот, например, знаете ли Вы как умножать
любые двузначные числа на 11?
– Нет, – дружно
ответили ученики.
– Всё, как всегда,
очень просто. Надо только «раздвинуть» цифры числа, умножаемого на
11, и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр. Если эта
сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу
прибавить к первой цифре умножаемого числа. Например: 34 * 11 = 374,
так как 3 + 4 = 7, семерку помещаем между тройкой и четверкой, 68 *
11 = 748, так как 6 + 8 = 14, четверку помещаем между семеркой
(шестерка плюс единица от 14) и восьмеркой.
– Ещё, ещё! –
зашумели дети.
– Ну что же, можно и
ещё. Посмотрим теперь, как быстро возводить в квадрат (т.е. умножать
само на себя) число, оканчивающееся на 5. Умножим 75 на 75 (кстати,
для любопытных, в математике принято обозначать умножение числа
самого на себя более короткой записью – 75*75=752 –
читается «75 в квадрате»). Для этого следует отбросить пятёрку от
умножаемого числа (т.е. в нашем случае отбрасываем 5 остаётся 7),
оставшееся число помножить на следующее за ним в числовом ряду, т.е.
на увеличенное на единицу (в нашем примере 8=7+1), и к полученному
произведению дописать «25». Смотрите:
75
7
* (7+1)=56 5625,
то есть 75*75=752=5625.
– Здорово, –
захлопал в ладоши Колька. – А ещё?
–Всё-всё-всё,
дорогие мои, – Михаил Христофорович умоляюще поднял руки вверх. – На
сегодня хватит поупражняйтесь сами, чтобы запомнилось всё, что я Вам
сегодня рассказывал.