(580-500 гг. до н.э.)
Пифагору повезло больше, чем другим ученым древности. О
нем сохранились десятки легенд и мифов, правдивых и
выдуманных, реальных и вымышленных. С его именем связано
многое в математике и в первую очередь, конечно, теорема,
носящая его имя. В настоящее время все согласны с тем,
что эта теорема не была открыта Пифагором. Ее частные
случаи были известны еще до него в Китае, Вавилонии,
Египте. Однако одни полагают, что Пифагор первым дал
полноценное доказательство этой теоремы, другие же
отказывают ему и в этой заслуге.
Зато не
найти, пожалуй, никакой другой теоремы, заслужившей
столько всевозможных сравнений. Во Франции и некоторых
областях Германии в средневековье теорему Пифагора
почему-то называли "мостом ослов". У математиков
арабского Востока эта теорема получила название "теоремы
невесты". Дело в том, что в некоторых списках "Начал"
Евклида эта теорема называлась "теоремой нимфы" за
сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески
называлось нимфой. Но словом этим греки называли еще
некоторых богинь, а также вообще молодых, женщин и
невест. При переводе с греческото арабский переводчик,
не обратив внимания на чертеж, перевел слово "нимфа" как
"невеста", а не "бабочка". Так появилось ласковое
название знаменитой теоремы – "теорема невесты".
Для нас
Пифагор – математик. В древности было иначе. Геродот
называет его "выдающимся софистом", то есть учителем
мудрости; он же указывает, что последователи Пифагора не
погребали своих мертвецов в шерстяных одеждах. Это
больше похоже на религию, чем на математику. Для своих
современников Пифагор прежде всего был религиозным
пророком, воплощением высшей божественной мудрости. Свою
школу Пифагор создает как организацию со строго
ограниченным числом учеников из аристократии, и попасть
в нее было не просто. Претендент должен был выдержать
ряд испытаний; по утверждению некоторый историков, одним
из таких испытаний являлся обет пятилетнего молчания, и
все это время принятые в школу могли слушать голос
учителя лишь из-за занавеса, а увидеть могли только
тогда, когда их "души будут очищены музыкой и тайной
гармонией чисел". Другим законом организации было
хранение тайны, несоблюдение которой строго каралось –
вплоть до смерти. Среди первых учеников школы было и
несколько женщин, включая и Теано – жену Пифагора.
Однако
аристократическая идеология, резко противоречила
идеологии античной демократии, преобладавшей в то время
на Самосе. Школа вызвала недовольство жителей острова, и
Пифагору пришлось покинуть родину. Он переселяется в
южную Италию – колонию Греции – и здесь, в Кротоне,
вновь основывает пифагорейский союз, просуществовавший
около двух веков. Вследствие того, что пифагорейцы
придавали числу такое огромное значение, в школе
уделялось много внимания изучению чисел, то есть было
положено начало теории чисел. Однако здесь, как и во
всей Греции тех времен, практика вычислений считалась
недостойным занятием для философских школ; ее
предоставляли людям "низшим" в их житейских и деловых
отношениях и называли "логистикой". Пифагор говорил, что
он поставил арифметику "выше потребности торговли".
Поэтому в школе Пифагора изучались лишь свойства чисел,
а не практический счет.
Особое
место в доктрине пифагоризма занимало учение о душе и
должном поведении человека. Пифагор выделял три
составные части человеческой души: суждение (nous),
разум (phrenes) и пристрастия (thymos). Душа есть
единство этих трех составляющих, функциональная гармония,
сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части
(суждение и пристрастия) являются общими для людей и
животных. Пифагор был последовательным адептом учения о
метемпсихозе, считал, что после смерти человека его душа
переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока
опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь,
зависит от его земных деяний. Пифагорейцы видели души
везде, им казалось, что даже воздух вокруг полон душ,
которые шлют людям сны, болезни или здоровье.
Судьба
самого Пифагора и его союза имела печальный конец,
однако пифагоризм с его метафизикой, научными знаниями,
взглядами на воспитание продолжал влиять на дальнейшее
развитие науки и философии. Несомненно, школа Пифагора
сыграла большую роль в усовершенствовании научных
методов разрешения математических проблем: в математику
твердь вошло положение о необходимости строгих
доказательств, что и придало ей значение особой науки.