Колька был просто в восторге от первых дней
летних каникул. Ему нравилось всё: и то, что дедушка
относится к нему как к взрослому, самостоятельному
человеку, и то, что математика оказалась не такой уж
непонятной, и то, что Оля оказалась не такой врединой, как
все девчонки, а настоящим, верным другом.
Вообще, относительно дедушки у Кольки
появилась одна догадка - он решил, что Михаил Христофорович
- сын другого известного капитана - Христофора Бонифатьевича
Врунгеля. Он долго обдумывал эту догадку, прежде чем
поделился ей с Олей (под большим секретом, разумеется). Оля
фыркнула:
– У меня
отчество – Александровна, что же, по-твоему, выходит, что я
праправнучка Александра Македонского?
Нет, всё же
девчонки есть девчонки, – мрачно подумал Колька. – Я ей
серьёзные вещи сообщаю, а она только смеётся…
Но спорить он не стал...
В этот день дедушка повёл своих юных друзей
на уже знакомую полянку, словно специально созданную для
класса лесной школы – у самого леса, как перед занавесом,
стояли четыре пенька – один в центре, а три полукругом. На
центральный садился Михаил Христофорович, на два других –
ребята, а последний занимал кто-нибудь из лесных жителей.
Сегодня, на нём уютно устроилась маленькая пушистая белочка,
которая нисколько не боялась близкого соседства людей, и
была целиком поглощена своими беличьими заботами, иногда
поблескивая в сторону детей и их учителя чёрными
глазками-бусинками…
– Сегодня мы
поговорим с вами о числах, – так начал свой урок дедушка.
– А что о
них говорить-то? – удивлённо спросил Колька. – Числа они и
есть числа.
– Что ты,
Коленька! О числах можно говорить бесконечно. Например,
знаете ли вы, что числа бывают положительными и
отрицательными…
–
Отрицательные числа! – засмеялся Колька. – Значит и среди
чисел в стране математики бывают хулиганы и двоечники!
– Ну что Вы,
Коля, – дедушка усмехнулся, – в математике слово
отрицательно совсем не означает плохо. Видите ли, на
самых ранних ступенях своего развития люди знали только, так
называемые, натуральные числа - 0, 1, 2, 3 и т.д. Но
оказалось, что этими числами нельзя обойтись даже в самых
простых случаях жизни. Действительно, одно натуральное число
бывает невозможно разделить на другое, если пользоваться
только натуральными числами. Между тем, в жизни нужно бывает
делить, скажем, 3 на 4, 5 на 12 и так далее. Без введения
дробных чисел деление натуральных чисел есть невозможное
действие; введение дробей делает это действие возможным.
– Мы уже
проходили дроби, – вмешалась в разговор Оленька. – А зачем
же всё-таки понадобились отрицательные числа?
– Слушайте
дальше, друзья мои. Даже после введения понятия дробей не
всегда возможно вычесть одно число из другого: нельзя вычесть большее число из меньшего, например, 5 из
3. Однако, так как в повседневной жизни это не так уж и
необходимо, то очень долгое время это действие считалось не
только невозможным, но и совершенно бессмысленным.
Развитие алгебры показало, что такое действие
необходимо ввести в математику, и оно было узаконено
индийскими учеными примерно в 7 веке н.э., а китайскими и
ещё раньше. Индийские ученые, стараясь найти и в жизни
образцы такого вычитания, пришли к толкованию его с точки
зрения торговых расчётов. Если купец имеет 5000 руб. и
закупает товара на 3000 руб., у него остается 5000—3000 =
2000 руб. Если же он имеет 3000 руб., а закупает на 5000
руб., то он остается в долгу на 2000 руб. В соответствии с
этим считали, что здесь совершается вычитание 3000—5000;
результатом же является число 2000 (2000 с точкой наверху),
означающее «две тысячи долга».
Толкование это носило несколько искусственный
характер: купец никогда не находил сумму долга вычитанием
3000—5000, а всегда выполнял вычитание 5000—3000. Кроме
того, на этой основе можно было с натяжкой объяснить лишь
правила сложения и вычитания «чисел с точками», но никак не
умножения или деления.
«Невозможность» вычитания большего числа из
меньшего обусловливается тем, что натуральный ряд чисел
бесконечен только в одну сторону. Если последовательно
вычитать 1, начиная, скажем, из числа 7, мы получим числа
6, 5, 4, 3, 2, 1
дальнейшее вычитание дает уже «отсутствие
числа», а дальше не из чего уже вычитать. Если же мы хотим
сделать вычитание всегда возможным, мы должны: 1)
«отсутствие числа» считать также числом – так был введён
нуль; 2) от этого последнего числа считать возможным отнять
ещё единицу и т. д.
Так мы получаем новые числа, обозначаемые в
настоящее время так:
-1, -2, -3
и т.д.
Эти числа называются целыми отрицательными
числами. Стоящий впереди знак «минус» напоминает о
происхождении отрицательного числа из последовательного
вычитания единицы. Знак этот называется «знаком количества»
в отличие от знака вычитания, имеющего ту же форму;
последний называется «знаком действия».
Введение целых отрицательных чисел влечет за
собой введение и дробных отрицательных чисел.
В противоположность отрицательным числам
(целым и дробным) те числа (целые и дробные), которые
рассматриваются в арифметике, называются положительными.
Чтобы еще более подчеркнуть эту противоположность,
положительные числа снабжаются часто знаком «плюс», который
в этом случае есть знак количества (а не знак действия).
Например, число 2 записывают так: +2.
– Всё равно
я не понял – зачем вводятся эти самые отрицательные числа, –
признался Колька.
– А я
кое-что читала в книгах из твоей библиотеки, дедушка, об
отрицательных числах, но там описано столько правил действий
с ними, что я окончательно запуталась, – поддержала товарища
Оля. – Вот, допустим, почему при умножении и делении одного
отрицательного числа на другое отрицательное число
получается число положительное?
Колька
уважительно посмотрел на свою подружку – бывают же девчонки
на свете!
– Молодцы,
ребята, – вы очень внимательные слушатели, – сказал с
улыбкой дедушка. – Умении правильно задать вопрос – одно из
самых важных в жизни человека. Правильно поставленный
вопрос содержит в себе больше половины ответа.
–
Все эти ваши вопросы возникают потому, что с
отрицательными числами вас обычно знакомят до того, как вы
начали решать уравнения, и больше уже не возвращаются к
правилам действий с отрицательными числами. А ведь лишь в
связи с решением уравнений выясняется ответ на оба ваших
вопроса. Исторически отрицательные числа возникли именно в
связи с необходимостью решать уравнения. Не будь уравнений,
не было бы нужды и в отрицательных числах.
– А об
уравнениях мы почти совсем ничего не знаем, – жалобно
пробормотал Колька, оглянувшись на Олю. Та пожала плечами,
что добавило ему уверенности. – Расскажите нам, Михаил
Христофорович, пожалуйста.
–
Пожалуйста, дедушка, – присоединилась Оля.
– Невозможно
отказать, когда тебя просит столь очаровательная дама и
столь вежливый кавалер, – засмеялся дедушка. – Обязательно
расскажу, но завтра.
– Почему
завтра?! – заволновались ребята. – Мы готовы слушать Вас
весь день.
–
Завтра-завтра, – остался непреклонен дедушка, – вам
необходимо запомнить то, что вы узнали сегодня, а завтра с
новыми силами мы отправимся знакомиться с «мистером ИКС».
Ребята
хотели спросить ещё что-то, но дедушка решительно поднялся с
пенька и неожиданно по-молодому зашагал к реке…
продолжение следует…